Возможен ли дефицит спецтехники?

В настоящее время правительство Российской Федерации предприняло ряд мер для поддержки и помощи отечественного машиностроения. В частности, было принято постановление № 84, в соответствии с которым будет формироваться список импортной спецтехники, запрещенной для госзакупок. Ниже вы можете ознакомиться с экспертной оценкой Сергея Харитонова, директора по развитию компании JCB Russia, — одного из ведущих специалистов в машиностроительной отрасли.

Целесообразность и обоснованность мер правительства Российской Федерации. Альтернативные варианты решения проблемы

Одной из самых необходимых мер для стабильного роста экономики на данный момент является курс на постепенное импортозамещение. В последнее время правительство РФ нацелено на построение и развитие отечественного технологичного машиностроения. Чем больше стимулирующих мер предпримет руководство страны, тем быстрее улучшится экономическая ситуация.

Но при этом возникает вопрос, насколько эти меры будут эффективны и уместны. Запрет на ввоз импортной техники на территорию РФ для госзакупок может подтолкнуть крупные иностранные фирмы ограничить свою производственную деятельность в самой стране. JCB вот уже несколько лет подряд ищет подходящие возможности для реализации этого плана. В последнее время очень много крупных компаний, которые входят в бизнес-ассоциации Европы, в том числе и JCB, бурно дискутируют и обсуждают вопрос, касающийся уменьшения процента локализации. Ведь сегодня маркированной надписью «Сделано в России» может обладать спецтехника только той фирмы, которая уже достигла внушительной глубины локализации, — от 50 %. В условиях нестабильной политической и экономической обстановки очень трудно выйти на показатели такого уровня. Если бы руководство страны хорошо обдумало этот вопрос и снизило порог хотя бы до 30 %, то в Россию сразу бы пришло намного больше зарубежных производителей.

Насколько российская спецтехника и продукция из стран ЕАЭС может удовлетворить потребности отечественного рынка?

Это, в первую очередь, зависит от самой конъюнктуры рынка. По предварительным расчетам и прогнозам, в 2015 г. ожидается снижение до 30 % по отношению к предыдущему году. На данный момент это положение дел можно даже назвать оптимистичным, так как положительных предпосылок для изменения ситуации в стране пока явно не наблюдается. В условиях резкого сужения рынка спецтехники отечественная продукция и машины из стран ЕАЭС все-таки смогут покрыть большую долю рынка, но дефицит по отдельным моделям будет всё равно наблюдаться. Если же взять во внимание позитивный прогноз, то рынок будет явно испытывать дефицит в спецмашинах. На данный момент доля всех госзакупок компании JCB составляет 25 %.

Меры, которые предпринимает компания JCB для уменьшения потерь, связанных с постановлением правительства РФ

Хоть 2014 год и был тяжелым, однако руководство JCB позаботилось о создании прочного запаса. Компания уже начала поставлять на российский рынок спецтехники две новые машины. Модельный ряд пополнился бюджетным гидравлическим экскаватором с механическим впрыском JS205 и экскаватором-погрузчиком JCB 3СХ. С 2015 года на всей территории России стала действовать собственная программа лизинга JCB.